Как правильно швартоваться

Проблемы со швартовкой могут возникать не только у малоопытных, но и у бывалых шкиперов в условиях сильного течения или плохой погоды. С наибольшими трудностями сталкиваются владельцы крупных лодок и катеров. В этой статье мы постараемся рассмотреть основные типы швартовки и рекомендуемые для них условия.

Швартовка бортом к причалу

Для того, чтобы швартовка прошла легко и без осложнений, необходимо правильно рассчитать скорость движения лодки. Факт чрезмерной скорости иногда замечается командой слишком поздно, когда судно уже почти подошло к причалу. Рекомендуется направлять нос лодки к точке швартовки и взять такой курс, при котором диаметральная плоскость судна составит от 10 до 35 градусов с линией причала.

Необходимо застопорить лодку до того, как она приблизится к точке швартовки. Расстояние, на котором это необходимо сделать, вычисляется индивидуально, в зависимости от размеров и загруженности лодки. К причалу судно должно идти по инерции.

Если вовремя сбросить скорость не вышло и ваша лодка двигается слишком быстро, необходимо дать задний ход. Если наоборот, лодка остановилась слишком рано, включается самый малый передний ход.

Швартовые тросы подаются на причал, когда лодка оказывается параллельна ему и находится на незначительном расстоянии от точки швартовки.

Швартовка к причалу с отдачей якоря

Швартовку с отдачей якоря рекомендуется производить в случае сильного течения или плохих погодных условий, а так же в местах ограниченной акватории. Этот вид швартовки имеет свои преимущества:

- отданный якорь помогает погасить инерцию и не дает лодке развивать лишнюю скорость

- обеспечивает безопасную стоянку и делает возможным легкий отход лодки от стенки без буксиров

- дает возможность отвести нос судна в направлении якоря

Как и в случае со швартовкой к причалу, лодка должна следовать вперед, постепенно сбрасывая скорость движения. Когда до причала остается 4-5 длин корпуса лодки, судно необходимо застопорить и продолжать движение по инерции так, чтобы сохранялась управляемость. Движение должно осуществляться либо против ветра, либо под небольшим углом.

Когда расстояние сокращается до 1 или 0,5 длины корпуса лодки, отдается якорь левого борта, если судно будет швартоваться правым бортом, и правого - если швартовка осуществляется левым бортом.

Если вы швартуетесь в порту на глубине примерно 10 м., рекомендуется отдавать одну смычку якорной цепи. Вообще же на рекомендованную длину вытравленной цепи влияет глубина и характер грунта, а так же множество других условий.

После отдачи якоря, необходимо продолжать движение к причалу под минимальным углом. Когда швартовные тросы поданы и закреплены, якорь-цепь зажимается при помощи ленточного стопора, руль перекладывается на противоположный причалу борт, после чего лодке дается ход вперед.

В условиях сильного отжимного ветра рекомендуется швартовка к причалу с отдачей якоря под корпус. В этом случае возможна отдача якоря с того борта, которым швартуется лодка.

Данный способ швартовки рекомендуется производить только в том случае, если нет риска задеть чужие якорь-цепи, подводные трубы и т.п. Так же следует помнить, что максимально рекомендуемая длина вытравленной цепи составляет 3/4 длины лодки, в противном случае якорь-цепь может попасть под винт.

Существуют и другие способы швартовки, однако они используются в случаях с крупными грузовыми судами, танкерами, баржами, лихтерами и т.д. Для среднего катера или обычной надувной лодки будет вполне достаточно первых трех способов, проиллюстрированных на схемах.

В независимости от того, какой способ швартовки вы предпочитаете, нужно заранее изучить прогноз погодных условий, и если вы путешествуете с командой - договориться с товарищами о порядке действий каждого члена экипажа и его роли в деле швартовки. Это поможет вам сильно сэкономить время и удачно пришвартовать судно.

Для того, чтобы ваши действия имели больший успех, необходимо так же заранее изучить поведение вашей лодки при кратковременных включениях передней и задней передачи. Делать это лучше на спокойных водоемах при хороших погодных условиях.

В случае необходимости вы можете изучить более серьезные теоретические материалы, касающиеся управления лодками и катерами различных габаритов в различных условиях.